Давайте для начала представим себе маленькую фирму с небольшой IT структурой: 10 серверов, 50 рабочих станций, один маршрутизатор, несколько коммутаторов, пара принтеров и один источник бесперебойного питания. Обслуживает всё это хозяйство 2 админа и пара эникейщиков. С чего должен начинаться рабочий день отдела системного  администрирования в этой фирме? Начинаться он должен с утреннего обхода, почти как в больнице.

Системные администраторы  должны прийти раньше всех и:

  • зайти в серверную и убедиться, что ни на одном сервере не горит красная лампочка, все сервера включены, температура в серверной не больше 20 градусов,
  • войти через ssh или rdp на каждый сервер, просмотреть системные сообщения, проверить остаток свободного места на дисках, проверить, хватает ли оперативной памяти, процессорных мощностей и так далее,
  • убедиться, что, критичные службы и приложения продолжают работать: послать пару тестовых писем, скачать файлик с интернета, проверить работоспособность бизнес-приложений,
  • убедиться, что ночные задания резервного копирования прошли успешно,
  • просмотреть журналы событий  контроллеров домена на предмет подбора паролей,
  • просмотреть лог  маршрутизатора,
  • убедиться что батарея источника бесперебойного питания в порядке, что ожидаемого времени автономной работы хватает, чтобы корректно погасить серверы в случае неожиданного отключения электроэнергии владельцами здания,
  • убедиться, что на критичных для бизнеса рабочих станциях генерального директора, главного бухгалтера, и финансового директора нет никаких проблем.

Зачем нужен такой утренний обход? Дело в том, что если пустить всё на самотёк, то рано или поздно одна из намечающихся проблем, оставшись незамеченной,  перерастёт в катастрофу. Например, в один прекрасный момент может оказаться, что на одном из серверов «рухнула» ОС из-за нехватки места на системном диске (такое бывает), а резервные копии  давно уже не делались из-за того, что истекла лицензия на систему резервного копирования, и восстанавливать сервер можно только из копии годовалой давности, которая давно не актуальна.

Системным администраторам, как и всем творческим личностям, претит рутинная работа. Поэтому, скорее всего, в вашей компании такой обход совершается в лучшем случае раз в неделю, а то и вообще не совершается.

Как можно проконтролировать, что ваши системщики совершают всю эту работу? Теоретически, можно заставить их вести журналы и отмечать каждый шаг. На практике, заставить их делать это практически невозможно.

Как составить такой список ежеутренних шагов? Доверять такое штатным системным администраторам – всё равно, что поручить узнику Гуантанума составить набор пыток, которые будут к нему применять на допросе. В идеале, для составления списка шагов придётся приглашать специалистов со стороны.

Как руководству узнать, в каком состоянии находится ваша IT-инфраструктура? Приглашать по мере необходимости к себе начальника IT-службы и спрашивать у него. И хорошо, если он действительно в курсе.

 А теперь попробуем масштабировать всё на среднюю либо большую компанию, в которой несколько десятков, а то и сотен серверов, сотни маршрутизаторов, десятки разномастных источников бесперебойного питания,  множество единиц другого оборудования,  и при этом серверы и службы связаны друг с другом хитрыми взаимосвязями.

В этом случае придётся нанимать для утренних обходов много умных и высокооплачиваемых администраторов и следить за ними.

А что если проблема возникла быстро и как назло как раз между очередными обходами? В этом случае системные администраторы  узнают о ней в тот момент, когда пользователи лишатся какого-то критичного для них, а возможно и для бизнеса сервиса. Это грозит простоями, потерями прибылей, а то и убытками.

 Ответом на все эти вопросы является внедрение системы мониторинга. Давайте помечтаем об идеальной системе мониторинга. Она должна постоянно делать все-то же самое, что делают админы на утреннем обходе, только лучше и не раз в день, а постоянно – каждую минуту, без перерыва на обед и сон. Она должна выдавать информацию о назревающих или уже возникших проблемах так быстро, как никогда не смогут даже сотни сертифицированных администраторов. Система мониторинга должна быть всеядна, то есть уметь собирать информацию со всего имеющегося оборудования – рабочие станции, серверы, принтеры – не важно. Она должна анализировать эту информацию и ставить в известность ответственных лиц в случае необходимости. Кроме того, она должна позволять гибко настраивать свой интерфейс, чтобы в случае необходимости сетевой отдел видел только информацию относящемуся к сетевому оборудованию, служба поддержки видела проблемы на рабочих станциях, а начальник IT службы видел консоль со сводной информацией, по которой он мог  мгновенно сориентироваться, на каком направлении в данный момент имеются проблемы. Ну и конечно обязательно нужны еженедельные или ежемесячные отчёты о состоянии It-структуры, желательно, чтобы система мониторинга умела создавать их при минимальном участии со стороны персонала.

 Что даёт внедрение системы мониторинга:

  1. Администраторы узнают о проблеме до её появления и не допустят рецидива.
  2. Если проблема подкралась коварно и незаметно, и всё же возникла, администраторы узнают о ней не от разгневанных пользователей, а мгновенно, это уменьшит время реакции и простой будет сведён к минимуму.
  3. Начальник IT службы может одним взглядом оценить состояние всей структуры в целом, и отдельных её частей подробнее (если потребуется).
  4. Высокое руководство и аудиторы могут получать милые их сердцу ежемесячные отчёты.
  5. Администраторы избавлены от рутинной работы и могут сосредоточиться на решении более высокоуровневых задач.

 

Самое удивительное, что мы предлагаем вам почти идеальную систему мониторинга.

Сердцем нашей системы мониторинга является продукт фирмы Microsoft с длинным названием System Center Operations Manger 2007 R2, а попросту SCOM.

Почему именно SCOM? Дело в том, что SCOM является золотой серединой между дорогостоящими гигантскими решениями вроде Tivoli, и бесплатными продуктами типа Zabbix или Nagios.

SCOM дёшев, но пригоден для работы в корпоративной среде – он легко масштабируем, поддерживает отказоустойчивые сценарии внедрения, прост в управлении, быстр во внедрении и неприхотлив в обслуживании. К тому же за SCOM стоит гигантская махина – компания Microsoft, которая предоставляет техническую поддержку различными способами и постоянно работает над улучшением этого продукта.

SCOM позволяет:

  • Мониторить серверы на базе ОС Microsoft Windows 2000/2003/2008.
  • Мониторить рабочие станции на базе ОС Microsoft Windows 2000/XP/Vista.
  • Мониторить критические для бизнеса рабочие станции особенно тчательно.
  • Мониторить клиентские и серверные приложения и службы (только созданные компанией Microsoft).
  • Строить отчёты.
  • Гибко делегировать полномочия ответственным лицам.
  • Создавать более общие сводные представления для руководителей IT подразделений, начальника IT департамента и гендиректора.
  • Отправлять уведомления всеми доступными способами – e-mail, sms, прочие.

 Внимательный и требовательный читатель наверняка уже понял, почему SCOM является почти идеальной системой. Он не всеяден. Он не понимает линуксы, ИБП, принтеры, сетевое оборудование Cisco, Avaya, 3COM и D-Link. Не умеет работать с приложениями Symantec, Oracle, 1c, Гарант, Консультант и ещё много с чем.

Однако SCOM поддерживает модульный принцип работы, что позволяет расширять его функционал до бесконечности.

Наши специалисты научились писать модули для SCOM по мере необходимости. На данный момент у нас уже готовы модули для мониторинга сетевого оборудования фирмы CISCO и источников бесперебойного питания APC. Почему именно CISCO и APC? Потому что они есть у наших клиентов.

Как у нас это получилось? Очень просто. Наша компания является единственным Royalty партнёром компании Microsoft в России по направлению SCOM. Благодаря этому у нас есть доступ в закрома закрытой документации по SCOM, а также возможность консультироваться с разработчиками этого продукта напрямую в случае необходимости. Кроме того, это даёт нам возможность закупать в Microsoft напрямую (а значит с большой скидкой) программные продукты, необходимые для внедрения SCOM:  сам SCOM, MS SQL, MS Office, Visio и даже Exchange и потом продавать их нашим клиентам по цене ниже рыночной.

 В итоге мы предлагаем не просто внедрение SCOM такого как он есть, не просто предоставляем наши готовые модули, мы можем и готовы дополнить функционал SCOM так, чтобы он мониторил любое программное и аппаратное обеспечение вашей компании, вне зависимости от того, насколько оно распространено за пределами вашей  проходной.